Формы и методы работы с применением информационных технологий на уроках математики

Павлова О. В.



Для повышения эффективности обучения в МОУ СОШ № 5 г. Волгограда широко используются персональные компьютеры, интерактивные доски на уроках информатики, истории, географии, русского языка, математики, химии и во внеклассной работе. Компьютерные техноло- гии позволяют оптимизировать, индивидуализировать и модернизировать процесс обучения. Увеличивается темп урока. Появляется возможность организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний; развивать навыки исследовательской деятельности; повышать мотивацию учащихся к обучению; обучать каждого на оптимальном для него уровне способностей и возможностей, в оптимальном темпе; формировать коммуникативные умения; развивать познавательный интерес учащихся, поддерживать их активность на протяжении всего занятия; проводить эксперимент с целью получения нового знания об изучаемом математическом объекте на основе изучения компьютерной модели. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и по любому предмету можно найти великое множество и использовать их многократно.
Постоянный обмен информацией, взаимодействие учителя и ученика осуществляется традиционно с помощью школьной доски. Доска — это поле информационного обмена между учителем и учеником. Интерактивные доски, всё чаще применяемые в учебном процессе, объединяют проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому появляется возможность управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
К компьютеру, а значит, и к интерактивной доске могут быть подключены цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией: выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео- и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, рабо- тать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. Школьникам нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Для учителей использование наглядных моделей, интерактивных анимаций помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных явлений, продемонстрировать «виртуальные » опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов. Интерактивные упражнения для учеников, возможность включать в них звук и видео, останавливать воспроизведение в нужном месте, чтобы задать вопрос, проанализировать, обсудить, проверить и т. п.
Применение компьютерных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъективные» отношения. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока — при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.